Живопись

В наше время государство помогает развитию искусства.  Церковный собор 1551 г. контролирует взаимоотношения мастера-живописца с учениками, их художественный процесс и его результаты, показывает в каком порядке надо проводить работу по их написанию, как перенимать опыт старых византийских живописцев и Андрея Рублёва.  В наше время благодаря объединению страны теперь самые отдалённые русские земли могут учиться высшим достижениям столичного искусства. Потому теперь даже в глухой северной веси из-под кисти патриархального сельского мастера появляются иконы, написанные по образцу самого Андрея Рублёва. А искусство самой Москвы обогащается творческим опытом Новгорода, Пскова, Твери и других высокоразвитых русских городов.

Художники нашего времени обращаются к сюжетам и образам Ветхого завета, к назидательным повествованиям притч и, что особенно важно, к легендарно-историческому жанру. Никогда ранее историческая тема не занимала так много места в творениях иконописцев. В художественное творчество всё более проникает интерес к быту, реальной жизни.

Сегодня существует немало широко известных изображений нашего государя - Благоверного Царя Иоанна IV Васильевича. Одна из величайших из них - икона «Благословенно воинство Небесного Царя».

Она создана в Успенском соборе Московского Кремля. На ней изображено возвращение русского войска после Казанской победы. Ясна основная идея произведения — торжество московского воинства под предводительством Ивана Грозного. На вытянутом в ширину композиционном поле художник изобразил многочисленное войско, которое тремя дорогами в пешем и конном строю удаляется от охваченного пламенем города. Воинский потокустремляется к «граду» на другом краю композиции, откуда благословляют шествующих Богоматерь с Младенцем Христом. Так «увидел» иконописец торжественное возвращение русского войска из Казани в Москву, представив его как победу «воинства небесного царя», движущегося из разгромленного «града нечестивого» к «горнему Иерусалиму». 

На иконе принято противоположное обычному направление движения - справа налево, что делает его более медленным и церемониальным. А лёгкие ангелы в ярких одеждах с венцами в руках, взлетающие навстречу воинам, помогают добиться в изображении равновесия. Впереди среднего полка или в центре его с алым стягом, в царском наряде, с крестом в руках едет сам царь Иван Грозный. В рядах святого войска — прославленные русские князья и полководцы, предки юного царя, а также «вселенские святые воины» и русские ратники, сложившие головы под Казанью и уподобившиеся древним мученикам. У ног всадников струится река. Рядом изображён иссякший источник. Он символизирует падший «второй Рим» — Византию. Полноводный источник символизирует «третий Рим» — Москву.

Убранство  Благовещенского собора

Знаменитые росписи храма были выполнены в 1405 г. известными мастерами Феофаном Греком, Андреем Рублевым и Прохором из Городца. Следует отметить, что созданные Андреем Рублевым росписи храма под руководством Феофана Грека стали его первой известной работой. Основное место в росписях занимают иллюстрации Евангелия, представленные циклами – праздники и страсти, чудеса и притчи, явления Христа по воскресении.

Поскольку храм - государева домовая церковь, в росписи уделено много места теме преемственности власти великих князей, царей. Помимо стенных росписей, эти мастера выполнили иконостас – шедевр русского искусства. Общий замысел прориси икон принадлежат Феофану Греку. Он написал 3 центральные иконы: «Спас», «Богоматерь», «Иоанн Предтеча», а также «Апостол Павел». Андрей Рублев написал Икону «Архангел Михаил» и 7 икон праздничного чина. Композиция иконостаса выглядит грандиозно, так как выполнена на досках высотой более двух метров и шириной более одного метра.

4566awsfd

А именно при нашем царе в Благовещенский собор была перенесена икона «Благовещения» XII в. (т.н. «Устюжское») из Георгиевского собора новгородского Юрьева монастыря.

34534

При непосредственном участии царя и митрополита Макария была заказана и написана псковскими мастерами «Четырехчастная» икона, поставленная на южной стороне. Наверное, идея исполнения иконы именно псковскими живописцами принадлежит Ивану Грозному, помнившему о том, что собор был выстроен псковичами, и желающим наглядно воплотить преемственность власти от деда к внуку и тем показать ее укрепление.

1353453567655345325

 

.,